БЛОГ ПАТЕНТНОГО БЮРО «ЖУРАВЛЕВ И ПАРТНЕРЫ»
Все о защите интеллектуальной собственности

Как запатентовать логотип

Законодательство позволяет закрепить права на логотип в форме товарного знака. Процедура патентования проводится в ФИПС на основании заявочной документации компании или предпринимателя. При обращении с заявкой необходимо представить обозначение и его описание, а также выбрать классы продукции, на которые будет распространяться охрана.

Что такое логотип

Под логотипом понимается обозначение, позволяющее идентифицировать товар с определенным производителем. Логотип является результатом интеллектуального труда, и может быть выражен в форме графического элемента, либо с включением текстовых блоков, в том числе фирменного наименования компании.

Логотип может использоваться фирмой и без регистрации, однако в этом случае могут наступать следующие последствия:

  • при отсутствии свидетельства на товарный знак, компания не сможет требовать выплаты вознаграждения от иных лиц за использование логотипа;
  • до выдачи свидетельства отсутствует возможность передавать права иным лицам, в том числе заключаться договоры уступки или лицензионные соглашения;
  • неохраняемый логотип может быть представлен на регистрацию другими компаниями;
  • при отсутствии свидетельства нельзя использовать варианты защиты, предоставленные законом.

Чтобы закрепить прав анна логотип, нужно подтвердить его различительную способность. Для этого в Роспатенте будут проводиться экспертизы на основании представленной заявки.

Как проходит патентование

Хотя защита товарным знакам предоставляется нормами патентного права, охранным документом будет являться не патент, а свидетельство. Чтобы официально получить охрану логотипа, компании нужно выполнить следующие действия:

  • провести предварительный информационный поиск по реестрам, чтобы убедиться в отсутствии зарегистрированных прав на аналогичный объект – для этого целесообразно обратиться в патентное бюро, где поиск будет проведен максимально быстро;
  • оформить заявочную документацию, в которую нужно включить заявление, обозначение (логотип) и его описание, а также реестр товаров по международному классификатору МКТУ;
  • зарегистрировать заявку – с момента публикации сведений о заявке компания получит конвенционный приоритет, который дает временную охрану обозначения.

Процедура рассмотрения заявки начинается с проведения формальной экспертизы. На этой стадии эксперты ФИПС проверят полноту представленных документов, правильность заполнения бланков и форм. При возникновении претензий к представленной документации, в адрес соискателя могут направляться запросы. Отказ представить пояснения по запросам рассматривается как основание для приостановки и отказа в регистрационных действиях.

При положительном решении на стадии формальной       экспертизы, заявитель получить письменное уведомление. После этого проводится экспертиза обозначения, в ходе которой устанавливаются следующие обстоятельства:

  • в ходе информационного поиска по реестрам эксперты должны сделать вывод об отсутствии зарегистрированных прав или поданных заявок на аналогичное обозначение;
  • проверка обозначения подразумевает установление различительной способности - логотип или его доминирующие элементы не должны быть тождественны, либо схожи до степени смешения с аналогичными товарными знаками иных лиц;
  • в ходе экспертизы будут устанавливаться возможные запреты и ограничения, регламентированные законом – например, нельзя зарегистрировать логотип, если он вводит потребителей в заблуждение о характеристиках продукции или ее производителе.

В процессе рассмотрения заявочной документации могут возникать споры с владельцами других товарных знаков. Например, возражения в ФИПС может подать владелец патента на промышленный образец, если заявленный логотип обладает тождеством или существенным сходством с решением внешнего вида изделия.

Именно итоги экспертизы обозначения являются наиболее распространенной причиной для отказа в регистрации логотипа. Экспертами могут устанавливаться следующие факты:

  • логотип может нарушать нормы морали и правопорядка – в этом случае закон устанавливает полный запрет на регистрацию прав;
  • может выявляться тождество или сходство между отдельными элементами логотипа – если эти фрагменты не занимают доминирующего положения в общем товарном знаке, их можно оставить как неохраняемые элементы;
  • если обозначение включает в себя наименования официальных госорганов или символику, логотип не будет рассматриваться как охраняемый объект.

Это только примерный перечень оснований, по которым в регистрации может быть полностью или частично отказано.

Нужно учитывать, что тождество или сходство до степени смешения проверяется в отношении конкретных товарных групп. Например, другая компания может иметь аналогичный логотип, который распространяется только на защиту продуктов питания. Если схожее обозначение представлено для обозначения бытовой техники, регистрация может завершиться положительным результатом.

Если по итогам экспертиз у специалистов ФИПС не возникло претензий к содержанию документов и представленному обозначению, принимается решение о регистрации логотипа в качестве товарного знака. Соискатель получит свидетельство, а сведения о зарегистрированном логотипе будут внесены в реестр.

Сроки и стоимость

Для каждой стадии регистрационной процедуры закон устанавливает предельные сроки. Суммарная продолжительность патентования логотипа не может превышать 18 месяцев. К этому сроку нужно прибавить еще 2 недели, которые закон дает на отправку свидетельства заявителю.

Стоимость патентования логотипа складывается из размера пошлин, которые предстоит оплатить заявителю:

  • при подаче заявочной документации и проведении формальной экспертизы госпошлина составит фиксированную сумму – 2700 руб.;
  • существенно дороже обойдется проведение экспертизы обозначения – помимо фиксированного тарифа в 11500 руб., заявителю придется доплатить по 2050 руб. за каждый дополнительный класс продукции по МКТУ;
  • на заключительном этапе патентования пошлина составит 16200 руб. – за регистрацию и выдачу свидетельства.

В отличие от режима охраны патентов, за поддержания свидетельства в силе не нужно оплачивать дополнительные пошлины. Однако нужно учитывать, что приступить к использованию обозначения нужно не позже 3 лет после регистрации, в противном случае любое заинтересованное лицо сможет обратиться с требованием о принудительном аннулировании охраны.

После регистрации, логотип можно использовать для идентификации собственной продукции, либо передавать иным лицам. Любые виды договоров, связанные с распоряжением прав на логотип, подлежат регистрации в Роспатенте. Также, наличие свидетельства дает право использовать любые формы защиты от несанкционированного использования логотипа третьими лицами. За нарушение прав виновным лицам грозит возмещение убытков или взыскание компенсации, конфискация контрафактной продукции, а также уголовная или административная ответственность.