БЛОГ ПАТЕНТНОГО БЮРО «ЖУРАВЛЕВ И ПАРТНЕРЫ»
Все о защите интеллектуальной собственности

Классификация товарных знаков

В качестве товарного знака может быть зарегистрировано обозначение, обладающее различительной способностью. В статье 1482 ГК РФ приведен примерный перечень обозначений, которые могут быть представлены на экспертизу в ФИПС, в зависимости от формы их выражения. Однако патентное право выделяет и иные способы классификации знаков – по виду собственности, объекту и ряду иных признаков.

Виды товарных знаков по форме выражения

Формы выражения товарного знака практически не ограничены законом. Не подлежат охране только обозначения, не обладающие различительной способностью, либо состоящие из следующих элементов:

  • общепринятых терминов, понятий и символов;
  • содержащие характеристики товаров – количество, качество, стоимость, место производства и т.д.;
  • обозначений, вошедших во всеобщее употребление для определенных видов товаров.

Если товарный знак включает указанные элементы, они могут рассматриваться как неохраняемые объекты, если не занимают доминирующего положения в едином обозначении.

В зависимости от формы выражения, защите подлежат следующие виды товарных знаков:

  • словесные (буквенные) обозначения, состоящие из текста и цифр в любом начертании или шрифте – допускается использование любых текстовых или цифровых символов, если словоформа не нарушает нормы закона или морали;
  • изобразительные обозначения, выраженные в любых графических формах – изображения геометрических фигур, природных объектов, животных и т.д.;
  • объемные товарные знаки – уникальные экземпляры упаковки или сама продукция, позволяющие идентифицировать товар с конкретным производителем;
  • звуковые знаки – отрывки произведений, звуки, мелодии и т.д.;
  • комбинированные формы – любые виды комбинаций текста, графики и иных элементов.

При подаче заявки необходимо представить не только само обозначение, но и его описание.

Иные способы классификации

В зависимости от формы собственности на товарные знаки, они могут быть индивидуальными или коллективными. Регистрация коллективных знаков допускается, если товары, обладающие идентичными качествами и характеристиками, выпускаются группой компаний. Использование таких видом обозначений осуществляется без возможности передачи прав по договору уступки или лицензионному соглашению. Для индивидуальных знаков таких ограничений нет – владелец обозначения может передавать права другим лицам на постоянной или временной основе.

В зависимости от объекта, товарные знаки могут быть именными (фирменными) или ассортиментными. В первом случае обозначение прямо указывает на конкретного производителя (компанию или группу юридических лиц). Таким товарным знаком может быть персональная награда за участие в конкурсах производителей, выставках и иных подобных мероприятиях – после регистрации она размещается на упаковке товара как дополнительное подтверждение качества.

Ассортиментные знаки позволяют идентифицировать определенные группы товаров (по наименованию, внешнему виду или иным признакам). При подаче заявки, соискатель должен указать классы продукции, на которую будет распространяться охрана товарного знака. Для этого используется международный классификатор МКТУ, а за каждый дополнительный выбранный класс необходимо доплачивать пошлину за регистрацию.