БЛОГ ПАТЕНТНОГО БЮРО «ЖУРАВЛЕВ И ПАРТНЕРЫ»
Все о защите интеллектуальной собственности

Регистрация товарного знака в Германии

Обозначение продукции может регистрироваться компанией в виде товарного знака. На территории Германии получить охрану этого средства идентификации товаров можно сразу несколькими способами – национальной или международной заявкой, либо путем оформления товарного знака ЕС. В этом материале разберем особенности регистрации коммерческих обозначений в Германии, а также  нюансы обращения за защитой для иностранных компаний.

Правила регистрации

Закрепить права на товарный знак (нем. – Warenmarke) сможет не только компания, зарегистрированная в ФРГ, но и бизнес-структуры иных государств, планирующие выход с продукцией на немецкий рынок. Для рассмотрения заявки на национальном уровне нужно обращаться в Ведомство по патентам и товарным знакам Германии (DPMA). Особенности подачи и рассмотрения документов через национальную регистрационную службу заключаются в следующем:

  • все документы должны быть представлены на немецком языке;
  • иностранные заявители должен быть представлены патентным поверенным, аккредитованным в DPMA;
  • после завершения регистрационных действий, выданное свидетельство будет действовать только в пределах Германии, если компания одновременно не поджала заявку по международным системам.

Ключевой недостаток такого варианта обращения очевиден – компания получит защиту обозначения своей продукции только в пределах одной страны. На территории других государств знаком смогут пользоваться иные лица, даже без согласия немецкого правообладателя.

Чтобы получить максимально возможную охрану, компания может воспользоваться преимуществами международных систем регистрации. Для этого нужно учитывать следующие нюансы:

  • чтобы защитить свою продукцию на мировом уровне, документацию нужно подавать по мадридской системе – в этом случае можно сразу указать неограниченное количество стран, в пределах которых знак получит охрану;
  • для выхода на рынок ЕС, можно подать заявку на знак Европейского союза – выданное свидетельство автоматически действует для всех стран-участниц ЕС;
  • в каждом из перечисленных вариантов подается единая заявка и уплачивается единая пошлина, а направить документы для регистрации можно через национальную службу государства-участника международного соглашения.

После получения охранного свидетельства, правообладатель сможет размещать коммерческое обозначение на упаковку своей продукции, использовать его для продвижения маркетинговых акций, продавать или передавать права иным бизнес-структурам. Для регистрации договоров или лицензионных соглашений стороны обращаются в DPMA или по линии международных структур по охране интеллектуальной собственности.

Срок правовой охраны для торговых марок в Германии соответствует общепринятым мировым стандартам – 10 лет с возможностью продления неограниченное количество раз. Продлить режим охраны правообладатель сможет путем направления заявления в DPMA или соответствующий международный орган.

Меры защиты зарегистрированного обозначения в Германии также соответствуют международным стандартам. Помимо возмещения убытков или взыскания компенсации в судебном порядке, правообладатель может предъявлять требование о запрете незаконного использования знака другими лицами и добиваться конфискации контрафактной продукции.

Правила подачи и рассмотрения заявок

Регистрационные действия проводятся на основании международной или национальной заявки, в содержание которой входит обозначение и его описание, а также перечень классов продукции по классификатору МКТУ. Выбор товарных групп имеет ключевой значение для режима правовой охраны, так как защита товарных знаков будет распространяться только на отдельные виды продукции.

Процедура рассмотрения заявочной документации проходит по следующим правилам:

  • после опубликования заявки в Бюллетене патентной службы устанавливается режим ограниченной защиты обозначения – конвенционный приоритет;
  • в ходе формальной экспертизы будет проверена правильность заполнения всех бланков, а также комплектность документов;
  • экспертиза обозначения включается в себя проведение информационного поиска по реестрам, а также подтверждение различительной способности товарного знака;
  • если у экспертов не возникнет претензий по существу заявки и описанию обозначения, сведения о зарегистрированных правах будут внесены в реестры, а соискатель получит свидетельство.

Если эксперт установит тождество или существенное сходство с ранее зарегистрированными обозначениями, заявитель может получить отказ. Кроме того, на стадии рассмотрения заявки может возникать спор между несколькими лицами о законности предоставления конвенционного приоритета. Такие возражения рассматриваются в административном  порядке через DPMA.

Если заявочная документация была подана по мадридской или европейской системе, соискателю предстоит перевести заявку на немецкий язык. Сделать это нужно на стадии проведения экспертиз. Общая продолжительность регистрационных действий может составлять до 18 месяцев, а продление этого срока допускается для направления соискателю запросов.

Уже после официальной регистрации заявки допускается ее перевод на другой уровень. Например, если компания подала документы в DPMA для получения национального свидетельства, она сможет перевести заявку на международный уровень. В этом случае все дальнейшие регистрационные действия будут проходить уже с учетом измененного статуса заявки.

При обращении за продлением товарного знака в Германии повторные экспертизы не проводятся. В DPMA будет проверяться лишь соблюдение сроков на подачу такого заявления, а также отсутствие оснований для аннулирования режима охраны.