БЛОГ ПАТЕНТНОГО БЮРО «ЖУРАВЛЕВ И ПАРТНЕРЫ»
Все о защите интеллектуальной собственности

Отличие логотипа и товарного знака

В глазах рядовых обывателей товарный знак и логотип являются синонимами, так как рассматриваются средством идентификации компании и ее продукции. На самом деле, на законодательном уровне охрана предоставляется только товарному знаку, а логотип является одной из возможных форм для маркировки продукта среди аналогичных предложений на рынке. В этой статье разберем, в чем заключается правовое отличие указанных терминов, и при каких условия могут регистрироваться права на логотип.

Что это такое

Для продвижения продукции на рынке и ее индивидуализации среди идентичных предложений конкурентов могут использоваться разные маркетинговые ходы – разработка оригинальной упаковки, выпуск аудио- и видеопродукции рекламного характера, нанесение ярких и узнаваемых логотипов. Для большинства указанных  способов могут использоваться объекты интеллектуальной собственности, в том числе товарный знак.

Закон допускает возможность закрепить права практически на любой вид обозначения:

  • объекты с использованием букв, цифр и текста – слова, словосочетания, аббревиатуры, словоформы и т.д.;
  • обозначения с использованием графики;
  • объекты, состоящие из комбинации текстовых и изобразительных фрагментов;
  • звуковые, объемные и иные объекты.

Ключевое правило для регистрации указанных объектов заключается в подтверждении различительной способности, Этот признак устанавливается,  когда обозначение не тождественно другим знакам, либо не схоже с ними до степени смешения.

Логотип выражается в форме графического объекта, может включать фрагменты текста, и применяется для обозначения продукции или производителя. Указанный объект может выражать определенные идеи и цели бизнес-структуры, содержать запоминающийся слоган или яркий графический фрагмент. Логотип может быть создан в виде следующих самостоятельных элементов, либо в их различных сочетаниях:

  • графический логотип, передающий основную идею и концепцию бренда с помощью различных графических элементов;
  • простая или комплексная текстовая форма, передающая суть деятельности компании или выражающая отношение к конкретной группе товаров;
  • логотип с использованием иллюстративных форм.

Хотя разработка логотипа относится к интеллектуальной деятельности, права на него не будут защищены непосредственно с момента создания. Режим юридической охраны возникнет только после прохождения регистрационной процедуры в Роспатенте.

В чем отличие

Термин «товарный знак» существенно шире, чем содержание понятия «логотип». Каждый логотип, обладающий признаками различительной способностью, может получить охрану в виде свидетельства. Напротив, далеко не каждый знак может быть представлен в виде логотипа, так как закон допускает множество форм для идентификации продукции.

Правовые отличия указанных объектов можно сгруппировать следующим образом:

  • логотип допускается применять для маркировки и идентификации товаров даже без регистрации, если это не нарушает интересы правообладателей схожих объектов;
  • пока логотип не зарегистрирован, его могут свободно применять любые заинтересованные лица, в том числе конкуренты для обозначения своей продукции;
  • до прохождения регистрационной процедуры логотип можно использовать для маркировки любой продукции, однако при подаче заявочной документации в Роспатент заявитель должен указать перечень товарных групп по МКТУ;
  • после подачи заявки, у компании возникает конвенционный приоритет – возможность свободного использования логотипа иными лицами устраняется;
  • после получения свидетельства, логотипу предоставляется правовая охрана – при наличии исключительных прав, владелец объекта может использовать его для своих целей, либо передавать другим лицам за вознаграждение.

Продолжительность регистрационный действий в Роспатенте составит до 18 месяцев, после чего логотип станет полностью охраняемым объектом.