БЛОГ ПАТЕНТНОГО БЮРО «ЖУРАВЛЕВ И ПАРТНЕРЫ»
Все о защите интеллектуальной собственности

Товарные знаки США

Процедура регистрации товарных знаков на территории США имеет ряд специальных нюансов, обусловленных действием Закона Лэнхема (Федеральный закон  о товарных знаках). Кроме того, до настоящего времени США не является участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности, хотя позволяет подавать заявки в рамках указанной международной системы.

Как получить свидетельство на товарный знак

Регистрация указанных объектов на территории США осуществляется через ведомство USPTO – Бюро патентов и торговых марок. Компания-резидент или иностранная фирма могут обратиться с заявкой непосредственно в указанную службу. Для иностранцев подача заявка должна осуществляться только через патентных поверенных США.

Зарегистрировать товарный знак можно и на международном уровне, однако эта процедура имеет ряд особых правил:

  • хотя США не подтвердили участие в Парижской конвенции, иностранные компании могут подавать заявку по мадридской системе – для этого им необходимо подтвердить состоявшуюся регистрацию товарного знака за пределами США (в декларации подтверждается и намерение использовать товарный знак в деятельности на территории США);
  • заявка поступает и регистрируется в USPTO (United States Patent Trademark Office) – в этом ведомстве функционирует и Палата по рассмотрению споров, связанных с регистрацией патентов и товарных знаков;
  • если не последовал отказ в регистрации заявки, либо такой отказ был успешно преодолен, происходит публикация заявки в официальном бюллетене - Official Gazette;
  • в течение 30 дней после указанной публикации, любое заинтересованное лицо вправе представить свои возражения относительно регистрации заявки – такие возражения будет разбирать Палата по рассмотрению споров.

При рассмотрении заявки будет проводиться стандартная экспертиза обозначения, а также информационный поиск по ранее зарегистрированным правам. Кроме того, система нормативных актов США предусматривает возможность получить свидетельство путем включения в заявку пункта о намерении использовать товарный знак.  После положительного решения о выдаче свидетельства, у компании будет 6 месяцев для представления доказательств использования обозначения (Statement of Use). Можно подать ходатайство о продлении сроков на сбор и представление указанных доказательств.

Обязательным требованием для всех владельцев зарегистрированных торговых знаков является подача декларации использования (Declaration of Use). Это правило нужно выполнить на пятом году использования зарегистрированного знака. Во избежание злоупотребления исключительными правами. компания может представить объяснения уважительности причин для неиспользования товарного знака (Excusable Nonuse).

Стоимость регистрации прав на товарный знак зависит от размера пошлины:

  • при подаче заявки на 1 класс товаров по МКТУ нужно оплатить 375 USD (долларов США);
  • за каждый дополнительный класс размер пошлины будет увеличиваться еще на 374 USD;
  • за регистрацию знака по одному классу пошлина составил 500 долларов, а за каждый последующий класс нужно доплачивать по 100 долларов.

За продление срока действия товарных знаков также нужно оплатить госпошлину – по 500 USD за каждый класс товаров.

Защита товарных знаков

Вопросы защиты бренда и его отдельных элементов, в том числе торговых марок, являются приоритетом в патентном законодательстве США. Любое нарушение исключительных прав на товарный знак может повлечь не только взыскание крупной суммы убытков, но и ощутимое уголовное наказание, вплоть до лишения свободы. Резиденты и иностранные компании имеют равные права по распоряжению и защите товарных знаков.

Нарушением прав на товарный знак в США будут признаваться:

  • несанкционированное использование чуждого товарного знака на товарах, упаковках, иных материальных носителях, даже без цели извлечения прибыли;
  • нарушение условий лицензионного договора;
  • выпуск и реализация контрафактной продукции, ее импорт и экспорт через границу США;
  • нарушение порядка выплаты вознаграждения за использование чужого товарного знака;
  • нарушение приоритета зарегистрированной заявки;
  • нарушение правил рекламы и недобросовестная конкуренция, связанная с введением потребителей в заблуждение.

Помимо стандартных способов защиты прав на товарные знаки, в США активную роль играют антимонопольные и таможенные службы. В частности, они обладают полномочиями по приостановке деятельности компаний, выпускающей контрафактную продукцию или использующих чужой товарный знак без разрешения.

Большинство претензий, связанных с нарушением прав на товарный знак, будет рассматриваться в Палате по рассмотрению патентных споров при USPTO. Подать возражения или жалобу в это ведомство можно через американских патентных поверенных. При несогласии с решением Палаты, апелляция будет рассматриваться в профильном департаменте Верховного суда США.

При выявлении фактов нарушений, владелец товарного знака может использовать следующие варианты защиты:

  • запросить обеспечительный арест на производство, ввоз или вывоз контрафактной продукции;
  • взыскать убытки или компенсацию, в зависимости от суммы реального ущерба, упущенной выгоды, стоимости контрафактной продукции и иных показателей;
  • добиться конфискации и уничтожения всех экземпляров материальных носителей, признанных контрафактом.

За нарушение антимонопольных правил, а также условий конкурентной борьбы при использовании товарных знаков, компании могут привлекаться к существенным штрафам в административном порядке.

Споры могут быть связаны с нарушениями при подаче декларационных бланков по истечении 5 лет. Если компания-правообладатель не сможет подтвердить фактическое использование товарного знака, либо не заявит ходатайство о продлении указанного срока, иные заинтересованные лица могут аннулировать исходные права и перевести их на себя. Такие дела разрешаются в Палате при USPTO или в судебном порядке.