Управление интеллектуальной собственностью
_800x0_b9f.png)
Под управлением интеллектуальной собственностью подразумевают действия, направленные на эффективное использование объектов интеллектуальной собственности (ИС) в бизнесе. Мы расскажем, из каких этапов состоит процесс управления ИС. Эта информация поможет вам найти собственные способы плодотворного распоряжения интеллектуальными ресурсами в рамках вашей компании, чтобы максимизировать прибыль.
Что такое управление интеллектуальной собственностью
В законодательстве России не закреплено правового определения для термина управление интеллектуальной собственностью. Это связано с наличием принципа добровольности относительно регистрации прав на ИС: фирма может оформить права на товарный знак / патент в Роспатенте, а может – нет. Если бизнес выбирает первый вариант, то и управлять нечем. К тому же, далеко не каждое предприятие имеет интеллектуальные ресурсы, которые ФИПС допустит к регистрации.
В общепринятом значении под управлением интеллектуальной собственностью –понимают совокупность мер по охране, защите и рациональному использованию объектов ИС в рамках определенной организации.
Для чего нужно управлять интеллектуальной собственностью
Управление интеллектуальной собственностью:
- увеличивает активы – банки охотнее выдают кредиты на расширение бизнеса, когда на балансе организации есть нематериальные активы в виде товарных знаков, патентов;
- максимизирует прибыль – договор лицензии / франшизы на использование ноу-хау или имени бренда позволяет получать дополнительную прибыль;
- помогает контролировать рынок – конкуренты не смогут использовать ваши либо похожие на ваши запатентованные разработки без договора;
- позволяет требовать возмещение убытков и выплату компенсации со стороны недобросовестных конкурентов за причиненный ущерб.
6 этапов управления ИС
Управление состоит из 6 этапов:
- поиск интеллектуальных ресурсов, на которые можно зарегистрировать права в Роспатенте;
- регистрация ИС в Роспатенте / депонирование;
- оценка и постановка ИС на баланс организации;
- коммерциализация прав на ИС;
- поддержание охранных документов в силе;
- защита прав на объекты ИС.
Разберем каждый этап подробнее.
Поиск и регистрация интеллектуальных ресурсов
Вот 8 идей, что может стать вашим объектом интеллектуальной собственности, которым впоследствии можно управлять.
- Имя бренда / компании / линейки продукции / ваше собственное имя (если работаете как ИП). Благодаря этому обозначению покупатели запомнят вас на рынке и будут отличать ваш продукт от конкурирующего. Обозначение регистрируют в Роспатенте в качестве товарного знака. Примеры: бренд шоколада «Аленка» (товарный знак № 738653), бренд «Coca-Cola» (товарный знак № 135749).
- Логотип, уникальный дизайн обертки. Любые эксклюзивные графические, словесно-графические, объемные, звуковые и даже обонятельные элементы вашего фирменного стиля регистрируйте в качестве товарного знака.
- Дизайн / внешний вид продукта. Если придумали уникальный модельный ряд туфель, принт для маек, выкройку мягкой игрушки – это тоже ваша интеллектуальная собственность, которую рекомендуем депонировать, а лучше – запатентовать. Примеры: патент на дизайн дамской сумки № RU129372U1; внешний вид бисквитного торта № RU2792426C1.
- Конструктивные решения. Придумали техническое решение, которого нигде в мире нет – регистрируйте в качестве полезной модели или изобретения. Пример: патент на конструкцию стула № RU106828U1;
- Учебные материалы, содержание образовательных программ. Такую интеллектуальную собственность депонируют или регистрируют в российских авторских обществах.
- Программное обеспечение, прикладной и игровой софт депонируют.
- Настольные игры, авторские методы патентуют как изобретение. Примеры: патент на обучающую настольную игру «Нейрополия» (№ RU81086U1), патент на способ развития эмоционального интеллекта ребенка (№RU2634635C1).
- Бизнес-модели, а также неуникальные, но креативные производственные решения, которые нельзя депонировать, запатентовать и зарегистрировать в качестве товарного знака, регистрируют как ноу-хау.
После того, как выявили в своем распоряжении наличие интеллектуальной собственности и зарегистрировали ее, можно переходить к непосредственному распоряжению – оценке, постановке на баланс и коммерциализации.
Оценка ИС и постановка на баланс
Чтобы поставить ИС на баланс, ее нужно предварительно оценить. Оценка стоимости нематериальных активов (интеллектуальной собственности) регламентируется Федеральным стандартом оценки ФСО №11, утвержденным приказом Министерства экономического развития России №385 от 22.06.2015г.
Используют один из трех методов оценки ИС:
- затратный;
- сравнительный;
- доходный.
Суть затратного метода в том, чтобы определить все расходы компании на создание и регистрацию ИС. Например, если название бренда было кем-то разработано на заказ, то при расчете его стоимости учтут сумму, заплаченную за услуги бренд-дизайнеру. Также в стоимость войдут расходы на патентного поверенного, государственные пошлины за регистрацию в Роспатенте и расходы на маркетинг. Затратный способ используют для оценки стоимости молодых брендов, еще не известных на рынке.
В сравнительном методе оценки стоимость объекта интеллектуальной собственности рассчитывают на основании информации по недавним сделкам купли-продажи похожих активов. Например, российский производитель сока, работающий на внутреннем рынке 5 лет и экспортирующий продукцию в Европу, хочет оценить стоимость своего товарного знака «Вкусный». Чтобы это сделать, нужно поднять статистику по сделкам на рынке интеллектуальной собственности за последние три-шесть месяцев и проанализировать, по какой цене инвесторы приобретали товарные знаки у компаний-производителей напитков, существующих на рынке около 5 лет и экспортирующих продукцию в ЕС. Цена, за которую конкуренты продали товарный знак, можно взять за основу расчета стоимости вашего обозначения.
При доходном методе расчета учитывают прибыль, которую можно получить при использовании ИС в будущем. Для анализа возможной прибыли делают подробный финансовый анализ компании и составляют план ее стратегического развития. Доходный метод подходит для оценки стоимости раскрученных брендов.
После оценки ИС и постановки на бухгалтерский баланс пора переходить к выбору способа получения дохода от использования – коммерциализации.
Коммерциализация интеллектуальной собственности
Это ключевой этап управления ИС. Вот несколько стратегий коммерциализация интеллектуальной собственности:
- налаживание производства на основе запатентованной технологии / изобретения / промышленного образца;
- инжиниринг – оказание услуг третьим лицам по модернизации их производственных линий на основании имеющегося опыта и технологий вашей компании;
- франчайзинг – передача бизнес-модели третьему лицу на договорных возмездных условиях;
- лизинг – сдача в аренду принадлежащих вам запатентованных технологий и оборудования;
- лицензирование – частичная передача имущественных прав на товарный знак третьему лицу в обмен на ежемесячное вознаграждение.
Можете выбрать одну или несколько подходящих стратегий, только не забудьте постоянно поддерживать свои права на ИС в силе. Без этого коммерциализация станет нелегитимной.
Поддержание охранных документов в силе
После регистрации ИС в Роспатенте орган выдает свидетельство или патент. Правообладатель с момента его получения обязуется поддерживать документ в силе. Для этого он:
- следит за сроком окончания действия охранного документа и, если нужно, продлевает его;
- уплачивает ежегодные госпошлины.
Продолжительность действия охранных документов:
- свидетельство на товарный знак – 10 лет с возможностью продления неограниченное количество раз еще на 10 лет;
- патент на изобретение – 20 лет без возможности продления за исключением патентов на лекарственные препараты, пестициды и агрохимикаты;
- патент на полезную модель – 10 лет без возможности продления;
- патент на промышленный образец – 5 лет с возможностью продления еще 5 раз на 5 лет, чтобы общий срок владения исключительными правами не превышал 25 лет.
Также владелец ИС ежегодно уплачивает госпошлины за владение охранным документом. Объем госпошлин и порядок их взноса разнится в зависимости от вида документа. Например, пошлину за патент на изобретение или промышленный образец уплачивают, начиная с третьего года владения документом, а пошлину за патент на полезную модель уплачивают, начиная с первого года выдачи охранного свидетельства.
Размер взноса за патент на изобретение и промышленный образец увеличивается пропорционально количеству лет владения документом. За третий год владения правами правообладатель заплатит 1700 рублей, а за девятнадцатый – 16200 рублей.
Аналогично и с полезными моделями: за первый год пользования охранным документом платят 800 рублей, за девятый – 4900.
Правообладатель может посчитать нецелесообразным поддерживать в силе патент, тогда для прекращения обязательств он может просто перестать оплачивать госпошлину или рассмотреть вариант продажи прав.
Защита прав
Сама по себе регистрация прав на ИС в Роспатенте не гарантирует, что их не будут нарушать. Охранный документ из Роспатента подтверждает законность притязаний правообладателя, которые он должен реализовывать самостоятельно.
Поэтому, если заметили факт нарушения своих прав, начинайте действовать сами.
- Попробуйте урегулировать спор в досудебном порядке. Обратитесь напрямую к правонарушителю с просьбой прекратить использовать патент, товарный знак или иную ИС, принадлежащую вам.
- Обратитесь в ФАС, Арбитражный суд. К этому шагу рекомендуем прибегнуть, если правонарушитель проигнорировал ваше обращение.
Некоторые крупные компании намеренно не пресекают нарушение своих прав сразу, как только заметили. Они выжидают, когда размер ущерба от незаконных действий станет внушительным и затем обращаются в суд, что позволяет им потребовать компенсацию в большем размере. Максимальный размер компенсации может достигать 5 млн рублей.
Кто занимается управлением интеллектуальной собственностью
Управление интеллектуальной собственностью подразумевает выполнение большого количества работы. Крупные компании создают специальные подразделения, которым поручают:
- отслеживать создание и своевременную регистрацию ИС;
- получать охранные документы на внутреннем и внешнем рынке;
- поиск и оценку возможности максимизации прибыли от коммерческого использования прав на ИС – организацию коопераций, аутсорсинга, сотрудничества по лицензии, договорам коммерческой концессии;
- идентификацию интеллектуальной собственности, которая может иметь ценность для третьих лиц и которую можно продать;
- мониторинг нарушений прав в Интернете и составление претензионных писем;
- идентификацию возможного нарушения прав третьих лиц;
- защиту прав в суде.
Но среднему, малому бизнесу и ИП не рентабельно содержать такой отдел. Выгоднее найти патентных поверенных, которые возьмут на себя большую часть деятельности по управлению интеллектуальной собственностью. Например, проверят патентную чистоту перед подачей документов в Роспатент, помогут с оформлением документов для выдачи свидетельства на товарный знак, своевременно напомнят о продлении охранного документа, предложат пути эффективного использования ИС, а также защитят интересы в суде в спорных ситуациях.