Коллективный товарный знак
В состав специальных объектов интеллектуальной собственности, которым закон предоставляет охрану, входит коллективный товарный знак. В этом случае правообладателем будет выступать не отдельная коммерческая структура или предприниматель, а объединение лиц. В этом материале разберем, по каким правилам проводиться регистрационная процедура на указанный объект, и как происходит его использование.
Что это такое
Товарные знаки относятся к коммерческим обозначениям, позволяющим идентифицировать определенные виды товаров. При стандартных условиях, свидетельство на указанный объект получает компания или предприниматель, после чего приобретает право:
- обозначать собственную продукцию или использовать объект при оформлении документов;
- передавать права на обозначение другим лицам – по договору уступки или лицензионному соглашению;
- использовать любые способы защиты от нарушений со стороны иных субъектов предпринимательской деятельности.
Правовой режим коллективных знаком существенно отличается по составу правообладателей, условиям регистрации, способам использования и распоряжения правами.
Зарегистрировать права на указанное специальное обозначение может только объединение лиц, чья деятельность не противоречит законодательным нормам страны по месту регистрации. В частности, правообладателем может выступать ассоциация или союз производителей, группа предприятий. Помимо множественного состава участников объединения, для регистрации коллективного знака должны соблюдаться следующие условия:
- обозначение предназначено для идентификации продуктов, выпускаемых или реализуемых участниками объединения;
- указанная продукция должна обладать едиными характеристиками, в том числе общими параметрами качества;
- в состав заявочной документации, помимо стандартных документов, должен включаться устав коллективного знака – этот документ содержит правила использования объекта, контроль за его размещением, порядок привлечения к ответственности.
Регистрационная процедура будет проводиться в Роспатенте по заявлению членов объединения.
Правила регистрации
Регистрационные действия в отношении коллективных знаков проходят с учетом специальных требований. Прежде всего, это касается содержания заявки, в которую входит:
- заявление о регистрации;
- заявленное обозначение и его описание;
- реестр классов продукции по классификатору МКТУ;
- устав коллективного обозначения, утвержденный участниками ассоциации или объединения.
В содержании устава указываются данные о наименовании объединения, составе его участников, цель подачи заявки (например, установление охраны в отношении определенных видов продукции). Кроме того, уставом определяются условия использования объекта в производственной или торговой деятельности, механизм контроля за соблюдением правил, меры ответственности за нарушения.
Регистрационная процедура заключается в проведении формальной экспертизы, информационного поиска и экспертизы обозначения. Помимо проверки различительной способности объекта, будет проверяться наличие единых характеристик и признаков продукции, для идентификации которой регистрируется знак. При выдаче свидетельства, сведения о товарном знаке и объединении-правообладателе фиксируются в реестре.
Преимущества и недостатки
Ключевым преимуществом оформления прав на указанный объект, является единое обозначение для однородных товаров. Это позволяет группе компаний или ассоциации использовать единую рекламную и маркетинговую политику, снизить общие издержки на продвижение товарных групп. Кроме того, обозначение продукции коллективным знаком подразумевает соблюдение единых стандартов качества. Применять зарегистрированный знак, а также использовать различные способы защиты, может каждый участник объединения.
Недостатки такого варианта заключаются в существенном ограничении исключительных прав:
- запрещена продажа коллективного знака другим лицам, даже если такое решение примут все участники объединения;
- не допускается временная передача прав по лицензионным соглашениям;
- режим охраны может быть аннулирован, если продукция объединения перестанет соответствовать единым характеристикам и свойствам.
Кроме того, при выходе компании из состава объединения, она не сможет использовать коллективный объект для маркировки собственных продуктов.