Мадридская система товарных знаков
Для различных объектов творческого и интеллектуального труда охрана предоставляется в рамках национальных режимов, либо по международным соглашениям и актам. Для получения охраны на товарный знак, можно направить заявочную документацию в патентную службу каждой выбранной страны, либо представить документы по мадридской системе. Во втором случае регистрационная процедура будет проводиться в рамках единой заявки.
Преимущества мадридской системы
Международная регистрация обозначений, позволяющих идентифицировать товары коммерческих структур, проходит по правилам Мадридского соглашения и дополнительного Протокола к нему. Направляя заявочную документацию по указанной системе, организация может заранее выбрать классы продукции, на которые будет распространяться защита, а также реестр государств, на территории которых будет действовать режим охраны.
Указанный вариант направления заявки характеризуется следующими преимуществами:
- при подаче заявления с указанием выбранных стран, возникает режим конвенционного приоритета – все последующие заявки с аналогичным обозначением или логотипом будут отклонены;
- документы подаются через национальное патентное ведомство – в РФ такой службой является ФИПС;
- экспертные мероприятия проходят в рамках одной процедуры, а регистрация происходит одновременно по реестрам всех выбранных государств;
- режим правовой защиты будет действовать на территории выбранных государств-участниц Мадридского соглашения без дополнительного обращения в национальные службы;
- на территории каждой страны, указанной в заявочной документации, компания сможет использовать права на товарный знак, передавать их по лицензии или продавать третьим лицам.
Кроме того, заявка на международный товарный знак подается при условии оплаты единой пошлины, а соискателю не нужно перечислять сборы в несколько разных инстанций. Увеличение размера пошлины за регистрацию зависит не от количества выбранных стран, а от перечня классов товаров по МКТУ.
Правила регистрации
Мадридская система действует в отношении стран, подписавших это соглашение, в их состав входит и Россия. На 2018 год участниками указанного акта являются более 90 стран, из которых заявитель может выбрать неограниченное количество государств.
Чтобы зарегистрировать международный знак по мадридской системе, нужно выполнить следующие действия:
- провести предварительный информационный поиск через патентное бюро – это позволит заранее убедиться в отсутствии зарегистрированных прав на тождественное обозначение;
- оформить и представить заявку в национальную патентную службу – при обращении через ФИПС документация заполняется на русском языке, а ее перевод потребуется только на заключительном этапе регистрации;
- в составе заявки представляется обозначение и его описание, а также выбранные классы по МКТУ – выбрать можно неограниченное количество товарных групп, однако за дополнительные классы нужно доплатить пошлину;
- после регистрации национальной заявки, соискателю дается 12 месяцев для выбора государств, для которых будет установлена правовая охрана;
- регистрация проводится по итогам формальной экспертизы и экспертизы обозначения – эксперты должны подтвердить наличие различительной способности представленного обозначения;
- после включения сведения о товарном знаке и правообладателе, выдается свидетельство, которое будет действовать на территории каждой выбранной страны.
Рассматриваемое соглашение применяют даже страны, не входящие в состав его участников. Например, США не подтвердили участие в Мадридском соглашении, однако устанавливают упрощенную процедуру регистрации торговой марки при наличии международного свидетельства.
Общий срок регистрационных действий по Мадридскому соглашению не превышает 18 месяцев. Если бы документы подавались через национальные службы отдельных стран, указанный срок действовал бы в отношении каждой заявки. Продолжительность правовой охраны товарных знаков составляет 10 лет, однако правообладатель может подать заявление о продлении этого срока на аналогичный период.
Перечень требований к оформлению заявочной документации и прохождению всех этапов регистрационной процедуры по мадридской системе не отличается от правил национального законодательства. При проведении экспертных мероприятий устанавливается различительная способность объекта, а также отсутствие запретов и ограничений.
Нужно ли регистрировать знак в каждой отдельной стране
Международные товарные знаки могут быть зарегистрированы и по отдельным заявкам, подаваемым в национальные службы. К существенным недостаткам такого варианта, по сравнению с мадридской системой, можно отнести:
- все действия по подаче заявок и при прохождении экспертиз нужно осуществлять только через патентных поверенных иностранных государств;
- совокупный размер пошлин и сборов будет существенно выше;
- каждая заявка должна оформляться на языке той страны, где испрашивается охрана.
Регистрация международного знака в России проходит через ФИПС и позволяет избежать сложностей, связанных с оформлением заявок в отдельно взятых странах.
Наличие свидетельства, выданного по мадридской системе, предоставляет охрану в каждом выбранном государстве. Этот режим включает следующие полномочия:
- размещать объект для идентификации собственной продукции, в том числе при перемещении через национальные границы;
- продавать или передавать права другим лицам, при условии регистрации договоров по данным сделкам;
- использовать все доступные способы защиты от неправомерного использования знака другими лицами.
Контроль за соблюдением международных правил регистрации товарных знаков и их надлежащим использованием осуществляет ВОИС.