Особенности правовой охраны общеизвестного товарного знака
Помимо стандартного варианта получения свидетельств анна товарный знак, компания может установить режим охраны общеизвестного обозначения. Признак общеизвестности является оценочным показателем, поэтому до обращения в ФИПС предстоит пройти проверку в Палате по патентным спорам. О порядке и преимуществах такого способа защиты расскажем в этой статье.
Что это такое
Длительное и интенсивное использование товарного знака, а также заслуженная репутация производителя существенно повышает узнаваемость продукции в глазах потребителей. Это означает, что обозначение и определенный продукт будут связаны только с конкретным производителем на территории одной страны или на международных рынках. В отношении таких обозначений может устанавливаться режим охраны общеизвестного знака.
Признание общеизвестности осуществляется по заявлению правообладателя. Еще до направления документов в ФИПС, в Палате по патентным спорам будут устанавливаться следующие признаки общеизвестности:
- известность обозначения на определенной территории (например, в границах РФ);
- интенсивность использования обозначения – значительной количество потребителей, большой охват целевой аудитории, существенная ниша на рынке определенной продукции;
- длительность использования знака;
- ценность обозначения – определяется по результатам независимой оценки, по сведениям бухгалтерского учета, по стоимости лицензионных соглашений и т.д.
Перечисленные признаки не имеют точных критериев, поэтому будут устанавливаться в индивидуальном порядке. Соответственно, законом не определен и перечень источников доказывания, на которые может ссылаться заявитель. Поэтому проверка общеизвестности может носить субъективный характер и нередко сопровождается судебными спорами.
Как проходит регистрация
Для регистрации общеизвестных обозначений законом предусмотрены специальные правила. Перечень обязательных стадий при рассмотрении заявки будет выглядеть следующим образом:
- направление документов в Палату по патентным спорам с приложением доказательств общеизвестности;
- проверка признаков и оснований для регистрации для регистрации указанного объекта;
- при вынесении положительного решения, документы передаются в ФИПС – если для объекта ранее не устанавливалась охрана, проводятся все стандартные процедуры (формальная экспертиза и экспертиза обозначения);
- по итогам рассмотрения заявки, сведения об общеизвестном знаке и его владельце вносятся в специальный Перечень, а соискатель получает свидетельство.
Размер пошлины за регистрацию такого специального объекта существенно выше – общий размер пошлин и сборов составит 41 тыс. руб.
Особенности предварительной проверки обозначения заключаются в обязанности соискателя подтвердить признаки общеизвестности. Для этого представляются:
- документы о длительности производственной и торговой деятельности (договоры с поставщиками, отчеты о реализации продукции и т.д.);
- лицензионные соглашения;
- экспертные заключения о состоянии профильного рынка;
- результаты работы с фокус-группами потребителей;
- сведения о постоянных маркетинговых и рекламных компаниях с использованием знака.
Как правило, общеизвестным признается знак, уже получивший охрану как средство индивидуализации продукции. Однако закон не запрещает компаниям представлять на регистрацию знак, известный на мировой уровне, однако не охраняемый на территории РФ. Это позволяет иностранным компаниям представлять доказательство о длительном и интенсивном использовании объекта за пределами России.
Особенности охраны
Ключевым преимуществом охраны общеизвестного знака является бессрочный характер свидетельства – компании не придется каждый 10 лет подавать заявление о продлении защиты, а возможность оспаривания со стороны третьих лиц практически устраняется. Более того, использование иными лицами общеизвестного знака для неоднородной продукции также существенно ограничено – оно не должно нарушать интересы правообладателя и не приводить к ложным ассоциациям у потребителей.
Владелец общеизвестного знака может реализовать свои права по следующим направлениям:
- размещать обозначение для идентификации собственных продуктов, для оформления договорной и корпоративной документации, для проведения рекламных акций и т.д.;
- передавать права иным лицам на условиях лицензии (возможность продажи прав на общеизвестный знак законом не предусмотрена);
- защищать свои интересы любым законным способом, в том числе в судебном порядке.
Передача прав на такой специальный объект возможна и при реорганизации компании. В этом случае переоформление свидетельства происходит на основании передаточного акта в пользу правопреемника.