Все о защите интеллектуальной собственности
БЛОГ ПАТЕНТНОГО БЮРО «ПАТЕНТИНФО.РФ»

Регистрация средств индивидуализации

Средства индивидуализации — это обозначения, которые помогают отличить товары и услуги компании от других предложений на рынке. Законом предусмотрена процедура регистрации таких обозначений. Разбираемся, что это, в каких случаях нужно и для чего.

Понятие регистрации СИ

Гражданское законодательство в России предусматривает четыре вида СИ. Компания сама выбирает, какие из них использовать в коммерческой деятельности. Закон разрешает применять несколько СИ и комбинировать их.


Есть обозначения, которым нужна регистрация в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, и обозначения, которые в такой регистрации не нуждаются. В Роспатент подают сведения о товарных знаках и знаках обслуживания, а также о географических указаниях (ГУ) и наименованиях мест происхождения товаров (НМПТ). Коммерческие обозначения и фирменные наименования ведомство не регистрирует.

 

Регистрация — это процедура, при которой предприниматель уведомляет государство о намерении использовать обозначение, а государство разрешает его использовать и гарантирует защиту интересов правообладателя.

 

Этапы регистрации

Процедура регистрации в Роспатенте состоит из следующих шагов:

 

  1. Создание обозначения. На этом этапе компания действует без участия органов власти. Однако если отнестись к нему небрежно, предпринимателя ждут проблемы на стадии регистрации. К работе над обозначением привлекают дизайнеров и художников, которые делают акцент на узнаваемости и визуальном впечатлении. Этого недостаточно для положительного решения о регистрации. Роспатент проверяет соблюдение требований, которые предусмотрены для этого вида СИ.

Поскольку СИ — это способ отличить товары разных компаний, обозначения не должны быть похожими на маркировку конкурентов. Это общее требование для всех видов СИ.
Отличительная способность — это признак, который проверяется Роспатентом на этапе регистрации. Его нужно соблюсти при выборе обозначения, чтобы не получить отказ.
Кроме того, обозначение не должно дезинформировать покупателя. С этой целью, например, не разрешается регистрация СИ, похожих на официальные государственные символы и эмблемы.

  1. Подготовка и подача заявления. Образцы для каждого вида СИ размещены на сайте ФИПС. К заявлению прикладывают дополнительные сведения, например, описание и изображение обозначения. Порядок заполнения заявки детально регламентирован. Если будет допущена ошибка, ведомство приостановит регистрацию и потребует внести исправления.
  2. Оплата пошлины. Государство взимает плату за регистрационные действия. На сайте ведомства есть калькулятор, который рассчитывает сумму. Сведения об уплаченной пошлине Роспатент получает в электронном виде.
  3. Подача заявления. Его можно послать по почте, передать в ведомство лично или через представителя или направить через электронный сервис.
  4. Проверка заявления сотрудниками Роспатента. Она состоит из двух этапов. Сначала проверяют заявление: правильность заполнения и комплектность приложений. Если всё в порядке, начинается экспертиза самого обозначения. На этой стадии эксперты Роспатента устанавливают, соответствует ли СИ закону.
  5. Убедившись, что нормы не нарушены, ведомство регистрирует обозначение и вносит его в реестр.

 

Значение регистрации СИ

Зарегистрированное обозначение получает защиту от неправомерных действий конкурентов. С момента получения Роспатентом заявления СИ получает приоритет — хотя оно еще не прошло проверку, другие участники рынка обязаны прекратить применять аналогичные обозначения. Если этого не произойдет, после регистрации владелец СИ получит право на компенсацию от тех, кто применял такое же средство для маркировки своего товара или услуги.

Регистрация — это способ противодействия патентным троллям. Так называют тех, кто регистрирует СИ без намерения ими пользоваться, а чтобы создать препятствия другим компаниям. Если фирма имеет незарегистрированное название или логотип, другое лицо может зарегистрировать их на свое имя и в дальнейшем запретить продажу товаров или потребовать компенсации. Для предпринимателя, который уже вложил силы и средства в разработку и раскрутку обозначения, это повлечет убытки и репутационный ущерб.

Зарегистрированные СИ увеличивают капитализацию компании и приносят доход без учета прибыли от маркированных им товаров. Они становятся объектами гражданского оборота: их можно отдавать в залог, продавать, передавать другим компаниям за плату, заключив лицензионное соглашение и договор франчайзинга.

 

Однако предприниматели видят в регистрации СИ недостатки. Процедура предполагает расходы на оплату пошлины и услуг патентного бюро. Отпугивают также сложность и продолжительность процесса, вероятные проблемы в ходе взаимодействия с Роспатентом. Помимо этого, законом предусмотрены СИ, которые не предполагают регистрации, поэтому возникает впечатление, что можно воспользоваться ими. Остановимся на них подробнее, ведь еще одна причина, по которой компании избегают регистрации — недостаточная осведомленность о последствиях.

 

Фирменное наименование

Название — необходимый реквизит юридического лица. Без него фирму не зарегистрируют в ФНС. Гражданский кодекс указывает, что компаниям нельзя иметь одинаковые названия, так как это — одно из средств индивидуализации. Но это условие не работает на практике: ведь при регистрации в ФНС никто не проверяет его соблюдение. Одинаковые названия — не основание для отказа в регистрации компании. Поэтому в одном сегменте рынка работают фирмы, названия которых идентичны. Ориентируясь только на название организации, сложно будет не ошибиться, поэтому в деловом обороте применяют ИНН и ОГРН. Кроме того, фирменное наименование относится к самому юридическому лицу, а не к его товарам или услугам.


Таким образом, наименование помогает идентифицировать организацию, и то с оговорками. В качестве средства маркировки товара оно не работает.

 

Коммерческое обозначение

Коммерческое обозначение — это средство, которым компания или предприниматель пользуется, чтобы обозначить принадлежащие ей предприятия или их сеть.
Регистрация этого СИ не предусмотрена. Это кажется удобным, но на деле появятся сложности, как только возникает спор о правах. Доказать момент возникновения коммерческого обозначения сложнее, ведь он не отображен в официальном реестре. А это понадобится, чтобы определить, кто раньше стал пользоваться обозначением — компания или ее конкурент.

Чтобы коммерческое обозначение получило защиту, нужно, чтобы оно стало известным на некой территории. В случае конфликта интересов придется доказывать факт известности, ссылаясь на упоминания в соцсетях, официальных источниках, баннерах.

Кроме того, этот способ идентификации не предназначен для товаров и услуг. Для обозначения товаров, работ и услуг прибегают к СИ, которые нужно регистрировать.

 

Особенности регистрации товарных знаков и знаков обслуживания

Товарные знаки идентифицируют продукцию, а знаки обслуживания — работы и услуги. Условия их регистрации и требования к обозначениям одинаковые.
В качестве товарного знака можно зарегистрировать словесное, визуальное, звуковое, цветовое, объемное или комбинированное обозначение.


Подать заявление о регистрации в Роспатент может организация или гражданин. К заявлению прилагается обозначение — в виде слова, изображения или в объемном исполнении и его словесное описание. Также нужно указать, в отношении каких товаров и услуг будет использоваться обозначение, и классифицировать их в соответствии с МКТУ. Это имеет значение, так как во время экспертизы товарный знак будут сравнивать с другими обозначениями из соответствующего класса МКТУ. Использовать зарегистрированный товарный знак для маркировки товаров и услуг из другого класса нельзя, так как это может нарушить права других участников рынка.


Товарный знак действует бессрочно. Для этого через десять лет после регистрации в Роспатент подается заявление о продлении охраны СИ. Делать это можно до тех пор, пока компания не решит прекратить использование этого СИ.


Товарные знаки и знаки обслуживания можно отчуждать или передавать по лицензионному соглашению или договору франчайзинга. Договоры, которые касаются прав на эти обозначения, также нужно регистрировать. Кроме того, в реестр вносят изменения, которые относятся к содержащимся в него сведениям — например, о смене названия или юридического адреса правообладателя.

 

Особенности регистрации географических указаний и наименований мест происхождения товаров (НМПТ)

Географическое указание (ГУ) — это обозначение, которое позволяет определить товар как произведенный на определенной территории. С этой территорией должны быть связаны качества, репутация или другие характеристики товара.


Особенность ГУ — другая компания, которая производит в той же местности товары с аналогичными характеристиками, может получить права на использование такого же обозначения.


К заявлению о регистрации ГУ прилагается обозначение, его описание, указание на товар, для которого оно будет использоваться. Также указываются характеристики продукции: химические, художественные, органолептические, и их связь с местом, где их изготовили. Кроме того, одна из стадий производства должна располагаться в этой местности, и этот факт нужно подтвердить. Прилагаются сведения о способе производства товара, его хранения и перевозки, если это влияет на его свойства. Понадобится описать, как организован контроль за производством. Если для изготовления товара, например, для алкогольной продукции, нужны разрешения государственных органов, они также прилагаются к заявлению.


НМПТ — это обозначение для товаров, свойства которых зависят исключительно от природных или человеческих факторов местности. Весь цикл производства товаров должен происходить на обозначенной в наименовании территории. К заявлению о регистрации прилагается заключение госоргана о том, что товар изготавливается в пределах этой местности. Такие заключения могут выдавать в отношении разных групп товаров Минпродторг, Минздрав, Минсельхоз.

 

Отказ в регистрации СИ

Роспатент может отказать в регистрации обозначения.

На стадии формальной экспертизы это происходит, если заявка оформлена с ошибками и их не удалось исправить.

Во время экспертизы по существу заявку отклоняют, если нарушены требования закона. Если речь идет о товарных знаках, мотивом отказа может быть сходство с другими СИ. Эксперты в процессе проверки учитывают реестры зарегистрированных СИ, сведения из заявок, поданных на регистрацию, промышленные образцы. Ведомство также может посчитать, что у обозначения нет различительной способности, например, если использованы простые геометрические фигуры, общепринятые символы или характеристики товара. Не регистрируют товарные знаки, состоящие из простых геометрических фигур.

ГУ и НМПТ отказывают в регистрации, если не подтверждены свойства товаров и их связь с местом производства. Независимо от того, по каким мотивам ведомство отказывает в регистрации, уплаченная за это действие пошлина не возвращается.

 

Заключение

Регистрация средств индивидуализации — важный шаг для защиты бизнеса и создания узнаваемого образа компании на рынке. Без этого СИ не признаются государством и не охраняются законом. Регистрация позволяет пресечь нарушения, получить компенсацию ущерба, реализовать финансовый потенциал СИ при заключении договоров. При этом процедура регистрации продолжительная и не всегда заканчивается внесением обозначения в реестр. Чтобы повысить шансы на регистрацию, предприниматели обращаются к патентным поверенным, которые используют в работе специальные базы и алгоритмы. С их помощью они проверяют обозначение и дают рекомендации, как повысить шансы на положительное решение. Также они могут сопровождать весь процесс, взяв на себя переписку с ведомством и отслеживание дела. Получить консультацию поверенного можно в патентном бюро.