Регистрация товарных знаков по мадридской системе
Возможность установить правовую охрану товарного знака на международном уровне реализуется через мадридское соглашение. Участниками этой системы являются уже 117 государств, а регистрация прав проходит через национальные патентные ведомства по единой заявке. В нашей стране рассмотрение заявки осуществляется ФИПС (Федеральным институтом промышленной собственности).
Общие правила мадридской системы
Подача заявки на международную регистрацию товарного знака проходит на основании Мадридского соглашения и Протокола к нему. Для всех стран-участниц указанных актов действуют единые правила:
- заявки будет рассматривать Всемирная организация интеллектуальной собственности, а их подача осуществляется через систему национальных ведомств в сфере интеллектуальной собственности;
- с момента регистрации заявки товарному знаку уже предоставляется защита, в том числе от представления конкурентами схожих обозначений;
- регистрация включает в себя ряд обязательных этапов, в том числе формальная экспертиза, информационный поиск и экспертиза обозначения, публикация сведений о товарном знаке в официальном бюллетене, выдача свидетельства;
- после завершения регистрации режим правовой охраны возникает на территории стран, выбранных соискателем при подаче заявки.
Преимущества такого варианта регистрации очевидны. Соискатель оформляет одну заявку, в которой выбирает классы товаров по МКТУ для защиты, а также перечень государств, для которых испрашивается правовая охрана. При этом все пошлины будут оплачиваться в рамках одной заявки, сроки регистрации сокращаются, а обращаться в патентное ведомство каждого государства не нужно.
Наличие регистрации по мадридской системе существенно упрощает и защиту товарных знаков в странах, не входящих в состав участниц Соглашения. Например, Бюро по патентам и товарным знакам США позволяет зарегистрировать торговую марку в упрощенном режиме после получения свидетельства по мадридской системе, хотя эта страна не является участницей соглашения.
Вне зависимости от количества выбранных стран и классов товаров, правовая охрана товарного знака устанавливается на срок 10 лет. Правообладатель может продлить указанный срок еще на 10 лет, причем эту процедуру можно проходить неоднократно. После получения свидетельства, исключительное право на знак будет защищено от несанкционированного использования на территории выбранных государств.
Как проходит регистрация
Требования к оформлению заявки и размерам пошлин можно узнать на официальном сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (www.wipo.int/treaties/ru/registration/madrid/). Выделим наиболее важные условия, по которым будет проходить регистрация:
- заявка должна включать описание обозначения, представленного в качестве товарного знака (обозначение может быть выражено в текстовой, графической, объемной или иной форме);
- документы оформляются на английском или французском языке, а перевод на другие национальные языки не требуется;
- общий срок регистрации не превысит 18 месяцев, даже если соискатель указал в заявке все страны-участницы мадридского соглашения.
После регистрации заявки в ФИПС устанавливается конвенционный приоритет. Это означает, что все более поздние заявки на аналогичные обозначения будут отклонены.
Ключевое значение для удовлетворения заявки имеет результат информационного поиска и экспертизы обозначения. Эксперты должны подтвердить, что в реестрах отсутствуют сведения об аналогичном товарном знаке, а представленное обозначение не совпадает до степени смешения с другими объектами интеллектуальной собственности.
После прохождения регистрационной процедуры и получения свидетельства, правообладатель может использовать товарный знак для выпуска и продажи своей продукции, продать исключительные права другим лицам или передать их по лицензионному соглашению. При передаче прав можно указать в соглашении территорию стран, на которых допускается использование товарного знака другими лицами. Любые виды договоров о передаче прав подлежит обязательной регистрации через национальные патентные ведомства.