Все о защите интеллектуальной собственности
БЛОГ ПАТЕНТНОГО БЮРО «ПАТЕНТИНФО.РФ»

Условия патентоспособности промышленных образцов

По сравнению с изобретением или полезной моделью, закрепить права на промышленный образец относительно просто. Заявителю не нужно подтверждать изобретательский уровень, а применимость в промышленных целях следует из самого определения объекта. Вместо этого, эксперты ФИПС будут оценивать характеристики образца на предмет их оригинальности и новизны.

Промышленным образцом закон признает решение внешнего вида продукта, который является предметом промышленного характера или кустарного производства. В состав заявочной документации на такой объект не нужно включать формулу решения или его описание, поскольку новшество не имеет отношения к техническим решениям. Оригинальный характер и новаторство признаков будет подтверждаться по следующим документам:

  • сборник изображений, раскрывающих все критерии внешнего вида продукта, а также его эстетические характеристики;
  • описание объекта;
  • чертеж (схема) общего вида продукта, если это требуется для раскрытия сути объекта.

Экспертиза объекта будет включать в себя информационный поиск по реестрам, а также проверка признаков патентоспособности. Если представленный объект не содержит новаторских и оригинальных идей, связанных с внешним видом продукта, а обусловлен только его техническими функциями, экспертиза завершится отрицательным результатом.

В перечень признаков, по которым будут подтверждаться новизна и оригинальность, входят сочетания цветовых гамм, характерные контуры изделия, форма, конфигурация и иные черты внешнего вида. Эксперт вынесет положительное решение при следующих обстоятельствах:

  • если по итогам информационного поиска не выявлено соответствие с ранее зарегистрированными объектами, либо имеющими конвенционный приоритет по дате подачи заявки;
  • если подтверждена новизна, т.е. совокупность признаков объекта, отраженная на изображениях внешнего вида, ранее была не известна по общедоступным сведениям;
  • если доказана оригинальность, т.е. новшество внешнего вида было обусловлено творческим трудом, а не полным копированием или частичным заимствованием чужих идей.

Даже если новизна и оригинальность образца подтверждена результатами экспертизы, в регистрации может быть отказано по причине введения потребителей в заблуждение. Дело в том, что внешний вид образца может полностью повторять или напоминать до степени смешения средство индивидуализации продукции – товарный знак. Поэтому при проведении экспертных мероприятий будет проведен информационный поиск по реестрам товарных знаков, для установления тожества или сходства, которые могут ввести потенциальных покупателей в заблуждение. Аналогичным образом, при регистрации товарных знаков будет проводиться поиск по реестрам промышленных образцов.